Шармские зализяки
Добавлено: 05 янв 2014, 23:36
Недалеко от джети Травко, если ваш бот станет на шамандуре Кхарабы, можно посмотреть на шармские зализяки. Обычно туда никого не водят, но если вы согласитесь на третий дайв, и поставите условие, что вы хотите это посмотреть, тогда вас туда могут сводить. Я лично вожу. Хотя это и не очень приветствуется. Итак немного истории. Очень хорошо и красиво это место и его историю описал известный шармский инструктор Игорь Кот. Хочу процитировать его:
Все это до сих пор лежит на том же месте. Кому интересно могут сходить посмотреть.
На высоком пустынном мысу из окаменевших кораллов, что с севера ограждает современный порт Травко в Шарм-эль-Шейхе, до сегодняшнего дня сохранились остатки военной базы. Дорога из бетонных плит, фундаменты казарм и взорванный центральный бункер. Сотни иссохших на солнце солдатских ботинок до сих пор разбросаны на месте бывших складов с амуницией, тысячи ржавых консервных банок и пустых канистр. На подошвах ботинок клеймо производителя на арабском языке "РУБИН" и указание размеров непонятными для нас арабскими цифрами.
Возможно в очередной раз уходя с Синая израильтяне уничтожили эту базу, а заодно и сбросили в море хранившуюся на её территории устаревшую египетскую трофейную технику – военные грузовики, джипы и транспортёры Bren Carrier. Было это в 1967 или 1982 году - пока непонятно.
Гусеничные транспортёры Bren Carriers были переданы Египту Британией в 1948 году во время израильской войны за независимость. Они широко использовались египетской армией и во время Синайского Кризиса. Тогда израильские войска начали захват всего Синайского полуострова с целью выхода к Суэцкому каналу и разблокирования пролива Тиран близ Шарм-эль-Шейха. Через четыре дня в руках египтян оставались лишь гарнизоны в Газе и Шарме, но и они сдались к концу недели.
Утром 5 ноября израильская 9-я пехотная бригада после авианалёта занимает Шарм-эль-Шейх. В результате в плен попадают 864 египетских военнослужащих и среди трофейной техники оказывается 260 транспортёров Брен.
Вот описание картины захваченного Шарма одним из очевидцев:
"Нам удалось не только занять удобную позицию, но и насладиться прекрасным видом. Из гавани Шарм-аш-Шейха, расположенной на южной оконечности Синайского полуострова, где воды Суэцкого и Акабского заливов встречаются с Красным морем, открывается прекраснейшая из картин природы, которую мне когда-либо доводилось наблюдать. Вода тут глубокого синего цвета, она — словно драгоценный камень, оправленный в темно-красные скалы. Даже строения на берегу — белая мечеть с высоким минаретом — вписывается в картину некой волшебной страны, спрятанной среди горделивых скал.
Между тем повсюду виднелись свидетельства недавно бушевавшего сражения. От оборонительных сооружений и складов, по которым всего несколько часов назад отработала наша авиация, в небо поднимались клубы дыма. Египетские транспортеры Брена — частью разбитые, частью вполне исправные — были разбросаны тут и там по территории гавани. На холмах виднелись военнослужащие 9-й бригады с оружием наготове, занятые зачисткой местности и сбором военнопленных."
Весьма вероятно, что свою военную технику у нынешнего порта Травко сбросили в море сами египтяне перед сдачей гарнизона, так как в традициях израильской армии всегда было использование исправного трофейного вооружения. Вышедшая из строя техника собиралась израильскими торговцами ломом и продавалась в Японию и Индию.
Сейчас под обрывом у заброшенной военной базы на глубине от 10 до 37 метров свалено более тридцати гусеничных транспортёров и несколько колёсных автомобилей. Кораллы не любят селиться на резине (кстати на обожжённой глине древних амфор тоже) и на одной из покрышек и по сей день чётко видны выщербленные следы пуль.
Похоже эти машины просто подгоняли к нависающему над водой обрыву, включали передачу и они своим ходом съезжали за его край.
На одном не долетевшем до воды грузовике Bedford с пробитым пулями стальным кузовом в покрышке заднего колеса протёрта круговая канава через все корды. Видно колесо это долго ещё быстро вращалось через заклиненный дифференциал при работающем двигателе и тёрлось об коралловый выступ пока топливо не закончилось.
Тут же рядом у самой воды остатки ещё одного перевернутого автомобиля с разбитой коробкой передач и искорёженной решёткой радиатора.
На ровной скалистой площадке под обрывом у моря как ни в чём ни бывало на неповреждённых гусеницах стоит транспортёр Bren Carrier MK-1.
Противоположный берег залива шумит весёлой анимацией на пляжах отелей, мимо проплывают белоснежные дайвботы, а этот кусочек истории застыл во времени как памятник ещё одной бессмысленной войне на планете Земля.
Все это до сих пор лежит на том же месте. Кому интересно могут сходить посмотреть.