Мэл Фишер и его легендарная удача "Аточа"

Модераторы: svetkins, Vladimir_VRO

Мэл Фишер и его легендарная удача "Аточа"

Сообщение folgat » 16 окт 2012, 10:32

Жмакнуть для увеличенияИмя Мэла Фишера, настойчивого и целеустремленного кладоискателя затонувших сокровищ, стало символом удачи и надежды для армии искателей приключений под водой и "примером грабителя и вандала" для специалистов подводной археологии. За 16 лет работы он поднял на поверхность 24 тонны ценностей на сумму около 500 миллионов долларов. Это ли не стимул бросить все и устремится в глубины океана? Ученые же обвиняют его в варварских методах поиска и подъема артефактов, когда отсутствует научный подход к комплексному изучению подводных находок.

Как бы там ни было, но имя Мэла Фишера и название галеона "Аточа" всегда будут произноситься вместе. Это он нашел испанские галеоны "Нуэстра Сеньора де Аточа" и "Ла Санта Маргарита" и поднял на поверхность драгоценности, навигационные приборы, коллекцию огнестрельного и холодного оружия, предметы обихода моряков. Этим он привлек внимание общества к поискам затонувших кораблей и дал стимул к дальнейшему развитию такой вспомогательной исторической дисциплины как подводная археология.

Мэл Фишер родился в 1922 году в маленьком городке американского штата Индиана. С детства отличался изобретательностью и фантазией. Из старой кастрюли, садового шланга и велосипедного насоса он соорудил свое первое приспособление для погружений под воду. Получил образование инженера, закончив университет в Алабаме. Участвовал во Второй мировой войне в составе инженерных войск. В Калифорнии имел ферму, где разводил цыплят. Кладоискательством занялся в 1950 году, когда, вместе с женой Долорес, принял участие в экспедиции по поискам сокровищ в Центральной Америке и Карибском море. Первая крупная удача пришла к нему в 1964 году, когда у побережья Флориды на небольшой глубине он нашел россыпь редких золотых дублонов XVIII века, за которые выручил неплохие деньги. С этого момента судьба его была решена навсегда.

Чтобы ответить на вопросы — что, где и когда искал Мел Фишер, следует возвратиться в XVII век. Это было время интенсивной колонизации Нового Света, век "Золотого" и "Серебряного" флотов, перевозивших драгоценные металлы и камни из Америки в Европу. Век великих катастроф, пиратов и авантюристов.

Молодой король Испании Филипп IV унаследовал обширную, но уже теряющую свое влияние в мире империю. Испанские владения в Северной Америке не без успеха оспаривали Англия, Франция и Голландия. В то же время в Центральной и Южной Америке испанские колонии были в неприкосновенности. Их эффективная экпсплуатация зависела от морских коммуникаций, связывающих Вест-Индию и Испанию. Охране этих морских путей Филипп IV уделял большое внимание. Для этих целей Испания построила восемь мощных военных галеонов, которые должны были охранять корабли с сокровищами, шедшие из Портобело и Картахены. В состав конвоя входили галеоны "Нуэстра Сеньора де Аточа", "Ла Санта Маргарита", "Нуэстра Сеньора де Росарио", "Амиранта"...

В июле 1622 года в Картахене на корабли было погружено большое количество золотых и серебряных слитков, сундуков с монетами, тонны табака и индиго (травянистого растения для добывания синей краски). Путь флотилии затем лежал в Гавану, последний порт ВестИндии, где на борт было принято сотни медных слитков. В частности, в трюмы "Аточи" было загружено 15 тонн меди для отливки бронзовых пушек в Малаге. Яков де Вердер, капитан галеона, тщательно заносил в грузовой манифест вес, количество и маркировку грузов, что впоследствии оказалось большим подспорьем для будущих кладоискателей.

4 сентября, в день новолуния, эскадра из 28 кораблей под командованием Лопе Диаса де Армендариса, маркиза Кадерейта, вышла в море. День новолуния маркиз выбрал не случайно. У моряков существовало поверье, что хорошая погода в новолуние будет стоять еще несколько дней. Этого хватило бы, чтобы эскадра благополучно достигла пользующегося дурной славой побережья Флориды. Но капитаны не знали, что на северо-востоке уже возник небольшой, но усиливающийся торнадо, который двигался в сторону Кубы.

Изображение


Галион "Аточа", водоизмещением 600 тонн, был построен в 1620 году и представлял собой грозную силу, несущую 100 пушек, 60 мушкетов и большой запас пороха и ядер. Команда состояла из 133 человек, включая 18 канониров, и 82 солдат. В трюмах, кроме меди, находились 161 золотых, 901 серебряных слитков и около 250 тысяч серебряных монет в сундуках. В каютах на корме разместились 48 пассажиров, представляющих высших сановников Кастилии и Вест-Индии, а также члены их семей. На "Санта Маргарите" было в два раза меньше ценностей, но по количеству знатных персон она не отставала от "Аточи".

Главный лоцман направил флотилию во Флоридский пролив, где в районе Флорида-Кис течение Гольфстрим имеет наиболее мощный поток. Шторм, переросший в ураган, 5 сентября настиг эскадру и разметал ее корабли в разные стороны. Они сражались в одиночку со стихией среди грозных рифов и предательских мелей. Восемь судов, включая "Аточу", "Санта Маргариту" и "Росарио", понесло на север в сторону рифов.

На рассвете 6 сентября "Санта Маргариту", потерявшую грот-, фок-мачту и румпель сильным ветром пронесло между флоридскими рифами и выбросило на мель. Корабль за считанные минуты стал разрушаться и тонуть. Погибло 127 человек. Спастись удалось 68 морякам и пассажирам. Судьба "Аточи" была такой же трагичной. Она затонула в миле к востоку от "Санта Маргариты", напоровшись на рифы. Погибло 265 человек. Спаслись только 5 человек — двое юнг, моряк и два раба.

Как только шторм утих, испанцы послали на место гибели галеонов спасательные команды. Их волновали не столько люди, сколько драгоценные грузы, ушедшие на дно. Из Гаваны прибыл капитан Гаспар де Варгас с водолазами и спасательным оборудованием. “Аточу” обнаружили на глубине 15 метров, но смогли поднять только две пушки. Налетел новый шторм, после чего от корпуса корабля остались только обломки. Несколько месяцев водолазы и индейские ловцы жемчуга погружались со шлюпок к останкам галеона, которые к тому времени основательно занесло песком. Испанцы истратили более тысячи песо, но так больше ничего и не нашли.

Спустя три года поиски продолжил Франсиско Нуньес Мелиан, предприимчивый и изобретательный казначей из Кубы. Он предложил во время работы под водой использовать бронзовый колокол собственной конструкции. В нем были оборудованы сиденья для отдыха ныряльщиков и окошки для обзора места поиска. Такое новшество значительно ускорило работы, которые вскоре принесли результаты. На поверхность было поднято 350 серебряных слитков, тысячи монет и несколько бронзовых пушек. За эти успехи Мелиан получил должность губернатора Венесуэллы. Штаб-квартира маркиза Кадерейта, надзирающего за работами, размещалась на одном из островов, которые позже стали называться Маркизскими. После смерти Мелиана в 1644 году поисковые работы пошли на спад и вскоре прекратились. Время и песок сделали свое дело, и места гибели “Аточи“ и “Маргариты“ снова были потеряны.

Изображение


Прошло три с половиной века. За поиски затонувших кораблей взялись американские кладоискатели во главе с Мэлом Фишером. Он понимал, что для проведения серьезных работ необходимо привлечение специалистов (историков, водолазов, инженеров, картографов) и, главное, – большие капиталовложения. Вместе с другим кладоискателем, Кипом Вагнером, он создал в 1963 году компанию “Спасатели сокровищ“. Акционерами, вложившими в нее деньги, стали полсотни человек. То, что неизвестный фермер организовал кампанию по поиску сокровищ, сыграло на руку Фишеру. Ему удалось заключить с правительством Флориды выгодный контракт, по которому все без исключения найденные предметы оставались собственностью компании. Позже правительство об этом сильно пожалело и подало на Фишера в суд. В конце концов стороны договорились, что штат будет получать 20% от стоимости найденных ценностей.

Но, прежде чем начать погружения, Фишер провел серьезные поиски документов в архивах Испании. Ему удалось найти донесения очевидцев гибели “Аточи“ и “Маргариты“. К переводу со староиспанского на английский язык он привлек Юджина Лайона, профессора истории Флоридского университета. Тот прочел документ под названием “1622 год. Отчет Франсиско Нуньеса Мелиана о сокровищах, поднятых с галеона “Маргарита“ у Матекумб“ и определил, что гибель корабля произошла у Маркизских островов. Координаты мест гибели были установлены весьма приблизительно. Фишер и Лайон определили наиболее перспективный район поисков – южную оконечность архипелага Флорида-Кис.

Изображение


а протяжении нескольких лет команда Фишера обследовала акваторию в несколько тысяч квадратных миль. Размах и техническое оснащение поисков было впечатляющим: применялись новейшие металлоискатели, дорогая фотои киноаппаратура, современная навигационная система ориентирования и другие новшества. Но результаты были более, чем скромны: пушки, оружие, посуда и немного золотых и серебряных монет. Все это были одиночные находки с других затонувших в тех местах испанских кораблей. Места гибели “Аточи“ и “Маргариты“ все еще были не найдены.
В 1971 году на дне были обнаружены якорь и множество осколков посуды. Среди тех, кто работал в то время под водой, был фотограф-подводник Дон Кинкейд. Он нашел в песке золотую цепь длиной 2 м 60 см толщиной с палец. Это был первый прорыв в поисках и воскрешение надежд на удачу. Галеоны были где-то совсем рядом.

В первый день мая 1973 года было найдено 30 серебряных монет, на следующий – 250, на третий – 1500. Вскоре были подняты на поверхность тысячи монет, золотой диск весом 4,5 фунта и первые серебряные слитки. На некоторых из них были выбиты знаки и номера, зарегистрированные в судовых документах “Аточи“ и “Маргариты“. Особую ценность представляла астролябия работы известного испанского мастера Лопо Хомемона.

Первые серьезные находки побудили Мела Фишера и его семью переселиться на парусник, который был специально построен в виде испанского галеона. Для этой цели Мел продал ферму родителей и дом жены. Теперь в подводных поисках принимали участие его два сына, Дирк и Кейн, а также жена Долорес.

Изображение


1975 год был для Фишера удачен и трагичен. Старший сын Дирк обнаружил и поднял на поверхность 5 бронзовых пушек. На них были знаки, свидетельствующие о том, что они из “Аточи“. На серебряных слитках тоже была маркировка этого корабля. Всего через несколько дней экспедиционный катер “Нордвинд“ попал в шторм и затонул. 8 человек, в том числе Кейн Фишер, были выброшены в море и вскоре подобраны. 3 человека: Дирк, его жена Анжела и аквалангист Рик Гейдж, закрытые на нижней палубе, утонули. Эта трагедия не остановила Мэла Фишера, а только подстегнула его в движении к заветной цели. Теперь – хотя бы для того, чтобы както оправдать гибель родных людей и осуществить заветную мечту Дирка.
Фишер полностью использовал свой недюжинный потенциал изобретателя. Ранее он изобрел и построил металлоискатель, способный почувствовать единичную мушкетную пулю в грунте на глубине свыше 1,5 метров. Теперь он предложил использовать новое изобретение – так называемые “почтовые ящики”. Оно представляло собой два воздухопровода, которые опускались за борт на шарнирах. Они направляли водяную струю винтов катера для размыва грунта в месте поиска. Это позволило использовать энергию катера во время стоянки над местом работы и значительно ускорило освобождение артефактов от песка. Оно же возбудило множество критических отзывов профессиональных подводных археологов. Спешка, по их мнению, в подобных случаях недопустима и наносит ущерб научной фиксации находок. Тем не менее, установленные на катере “Донтлесс“ воздухопроводы позволили команде Фишера интенсифицировать поиски. Это вскоре привело к потрясающим результатам.

В мае 1980 года была найдена часть корпуса галеона, в трюмах которого лежали золотые слитки, серебряные монеты и другие драгоценности. Их количество были значительно меньше, чем ядер и балластных камней. Специалисты определили судно как “Маргариту“. Не этого ожидала команда Фишера, истратившая к этому времени 2 миллиона долларов. Но тот, кто упорно ищет, не считаясь со временем, здоровьем и затратами, кто никогда не теряет надежды на удачу, тот обязательно придет к цели.

Изображение


20 июля 1985 года Мэлу Фишеру в Ки-Уэст пришла радиограмма: “Хватит прохлаждаться! Выбрось свою чертову карту! Я нашел груду хлама: то ли утиль, то ли металлолом. Ковыляй к нам, сам увидишь. Капитан барка “Донтлесс”. В таком зашифрованном виде капитан Боб Холлуэй сообщал о находке огромной горы серебряных слитков. Случилось это во время очередного планового рейса, когда магнитометр вдруг зашкалил и сообщил о необыкновенной аномалии. На разведку были посланы аквалангисты Энди и Грэг. Они приблизились к поросшему водорослями рифу, и металлоискатель в их руках отчаянно завизжал. Оказалось, что под ними лежат штабеля серебряных слитков. Всего в этот день было поднято 1041 слиток весом от 15 до 35 килограмм и несколько сундучков с монетами. Это была долгожданная удача. Через несколько дней был обнаружен еще один искусственный риф, в котором было 44 слитка серебра, 7 слитков золота и 7 золотых цепей. А позже – россыпь из почти трех тысяч колумбийских изумрудов. Последние сомнения в принадлежности корабля рассеялись – это, конечно, была “Аточа“.

По разным оценкам стоимость всего золота, серебра и драгоценных камней, поднятых с “Аточи“ и “Маргариты“, определялась суммой от 400 до 500 миллионов долларов. Особенно ценные находки: изумруд весом 15 карат стоимостью 300 тысяч долларов, золотой диск весом 2 кг стоимостью 100 тысяч долларов, и разные по весу золотые цепи. Кроме драгоценностей, были найдены бронзовые пушки, посуда, мушкеты, аркебузы, сабли, навигационные приборы и предметы быта – всего 85 тысяч предметов. Все это надо было сохранить, отреставрировать и представить публике. Для этого Фишер создал в Ки-Уэсте музей собственного имени, который уже посетило более полумиллиона человек.

Может быть Мэл Фишер и нарушал канонические правила раскопок, но он создал музей, три исследовательские лаборатории и явил из небытия десятки тысяч исторически ценных предметов. Сейчас они введены в научный оборот и изучаются историками.

Однако не все было благополучно с найденными сокровищами. Правительство штата Флорида, бывало, конфисковывало все, что поднимал на поверхность Фишер, так как район поисков находился в трехмильной морской зоне штата. Фишер долго судился с правительством и понес большие потери. После 8 лет тяжбы ему все же удалось выиграть процесс и вернуть компании все находки и ценности. Тогда Федеральный суд США приговорил его к выплате штрафа в 500 тыс. долларов за ущерб, нанесенный экологии. Он, видите ли, нанес своими поисками вред водорослям.

Изображение


Среди подводных кладоискателей Мэл Фишер занимает первое место по стоимости обнаруженных ценностей. Но хоть Мэл был и очень богатым человеком, из сокровищ “Аточи” он получил сравнительно скромную сумму. После того, как комиссия из 22 человек оценила каждый предмет “золотого галеона”, Мэл ввел данные в компьютер. Машина распределила добычу среди 1650 вкладчиков и участников экспедиции, основываясь на их личном вкладе в работу – в долларах или в проработанных часах. Самому Фишеру компьютер определил его долю – серебряные монеты. Ни золота, ни драгоценностей он не получил. Монеты, правда, оцениваются в 7 млн.долларов.
Мэл Фишер умер от рака в 1998 году. Похоронили его на самом знаменитом корабле, покоящемся на дне океана, “Титанике”. Прах неутомимого исследователя и памятная медаль были помещены в урну, которую подводный аппарат поставил на палубу легендарного лайнера.


Автор: Валентин ВИШНЕВСКИЙ, инструктор подводного спорта, доктор биологических наук, иллюстрации предоставлены автором
взято с http://www.skipper.kiev.ua
Аватар пользователя
folgat
 
Сообщений: 3088
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 16:30
Откуда: UA-IX
Имя: Євген
Город: Київ
Уровень: Instructor

Re: Мэл Фишер и его легендарная удача "Аточа"

Сообщение nai » 17 окт 2012, 14:02

Назвать "Аточу" удачей не корректно (ИМХО)
Это результат веры и кропотливого труда sm_34
Аватар пользователя
nai
 
Сообщений: 310
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 08:08
Имя: Alexey
Город: Zaporozhye
Уровень: Rescue Diver


Вернуться в Дайвинг в лицах

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron